Полиграфия в Казахстане. Перспективы и сложности развития

Как известно спрос рождает предложение, это не обходит стороной и рынок полиграфии. Именно поэтому, несмотря на то, что казахстанские типографии предлагают не выгодные порой условия, рынок полиграфии в Казахстане растет и развивается.
 

 

 Если раньше их типографии были более универсальными, то сейчас они специализируются на более конкретной группе потребителей. Для примера можно привести следующее, теперь производство Казахстанских типографий направлено на изготовление упаковок продуктов питания, лекарственных препаратов, а так же рекламных проспектов etc и производство книг.

 

По мнению профессионалов все это способствует четкому и рациональному использованию производства. Кроме того, те заказы, что ранее уходили к западным конкурентам, теперь могут производиться на родной земле. Если посмотреть статистику за последние пару лет, тогда показатель импорта был равен 60%, то станет видно, что сейчас этот показатель снизился в два раза.

 

Уже сейчас можно представить дальнейшие перспективы казахстанской полиграфии. Ведь в отличие от западных стран, в республике ежегодное потребление полиграфической продукции составляет 7 кг на душу населения, тогда как на западе это 200 кг на одного человека.


Препятствия в развитии


По мнению представителя компании Heidelberg в Казахстане Евгения Кима, развитию казахстанского рынка полиграфии мешает таможенная пошлина на импорт расходных материалов и сырья. Таможенная пошлина на импорт составляет от 5 до 25%, а себестоимость импортируемых материалов и сырья равна 60-70%. Зато западная готовая полиграфическая продукция полностью освобождается от таможенных пошлин. Все это мешает казахстанскому рынку полиграфии быстро развиваться.

 

На западном рынке услуги полиграфии ниже на 30%, тогда как нашим предприятиям не выйти на такой уровень, ведь нужно платить НДС, оплачивать таможенные пошлины и т.д. Именно по этому дешевле отдавать заказы на запад, чем производить печатную продукцию на родине.

Уже не раз ассоциация полиграфистов обращалась к правительству за помощью и поддержкой, с просьбой понизить таможенные пошлины на импорт расходных материалов. Но все их просьбы оказались не услышанными. А создавать предприятия по изготовлению расходных материалов для казахстанских полиграфий не целесообразно по экономическим причинам. Из-за небольшого количества населения на большой территории республики расходы по транспортировке будут превышать себестоимость конечной продукции. Ведь производство расходных материалов это высокотехнологичная отрасль, требующая немалого капиталовложения. Поэтому конкурировать с крупными холдинговыми компаниями по разработке материалов для полиграфии просто не возможно.

Поставками расходных материалов в Казахстан занимает Китай, Белоруссия, Россия, Корея и Европа. Но несмотря на большую разницу в цене (дороже), наши полиграфисты предпочитают работать со странами Скандинавии и Германией. Это связано с тем, что материалы, поставляемые из этих стран более качественны. Допустим, та же краска из Китая является продуктом низкого качества. А для качественной полиграфической продукции нужны не только краски высокого уровня, но и качественная бумажная продукция.
Кадровые проблемы
В период становления и развития экономики в Казахстане образовался кадровый вакуум на рыке труда, который так же затронул и полиграфию. Эта отрасль занимающаяся высокотехнологичным производством, требующая больших знаний по расходным материалам, видам продукции, оборудованию, именно по этому найти квалифицированных специалистов в этой области очень сложно. Учебные заведения, как правило не поспевают технологическими реалиями современности, кроме того отсутствует современная техническая база. Именно поэтому на полиграфических предприятиях нахватает квалифицированной рабочей силы. А привлечение неквалифицированных специалистов приводит к большому количеству брака, а сроки заказов увеличиваются. По словам ген. директора "Технология изображения" и вице-президента Ассоциации полиграфистов Казахстана Евгения Люца, один квалифицированный работник в Германии за смену делает в 10 раз больше чем казахстанский печатник. А в Швеции, одну печатную машину обслуживают 3 специалиста, в то время как у нас на аналогичном оборудовании задействовано 11 человек. Вся эта разница образуется из-за недостатка квалифицированных кадров, а так же в недостатке инвестиций в дополнительное оборудование.


Старое оборудование


Из-за нехватки дополнительного оборудования для автоматизации, себестоимость полиграфической продукции в Казахстане очень высокая. За последние годы современные полиграфии западных стран перешли на оборудования высокой автоматизации, что способствует быстрой, а главное более качественной итоговой продукции.

Когда, как в Казахстане до сих пор работают на старой и поддержанной техники из Кореи и Германии. По мнению Евгения Люца, такого рода инвестиции нецелесообразны. Ввозить поддержанное оборудование, которое не отвечает современным стандартам - значит самим тормозить свое развитие.

На сегодняшний день техническая база в Казахстане не способна удовлетворить даже потребности внутреннего рынка. Ведь из того что есть в техническом арсенале казахстанских полиграфий, только 30% соответствуют мировому уровню.


Так же г-н Ким отметил, что ежегодные расходы на оборудование составляют 8 млн. долларов. И только 20% покупают их за свой счет, остальные 80% приобретают их в кредит, либо посредством лизинговых схем. В итоге, на конечную стоимость полиграфических услуг накладывается большой процент по кредиту.
Создаем полиграфический бизнес
Для создания полиграфического бизнеса требуются не малые инвестиции, минимум которых составит 500 тыс. евро. При самых лучших прогнозах, окупить вложенные инвестиции можно будет в течении 3-5 лет. Тут все зависит от сроков исполнения заказов, а так же от уровня качества произведенной продукции. Как правило, типографии сдают заказы от 3-30 дней, в зависимости от объема.

Разница на услуги типографий в Казахстане поражает, она колеблется от 0 до 400%. Не стоит забывать, что рынок полиграфии так же подвержен сезонности. Большим спросом пользуется предпраздничный сезон - большие объемы рекламной продукции. А в летнее время полиграфии, как правило, загружены госзаказами, а так же заказами производителей напитков на выпуск этикеток.

Кроме этого себестоимость конечной продукции зависит от объемов тиража, но все же есть перечень операций, которые выполняются вне зависимости от количества. В отличии от наших типографий, зарубежные компании наработали огромный рынок сбыта, их продукция тиражируется десятками миллионов экземпляров, и именно поэтому цена на себестоимость их продукции намного ниже.

Сегодня в структуре себестоимости товара, произведенного в Казахстане, доля упаковки занимает 3%, когда в развитых странах запада 10%. По словам Вячеслава Александрова, президента Ассоциации полиграфистов в Казахстане, республика так же взяла курс на выпуск более качественных и красивых упаковок. Теперь полиграфисты наращивают ее составляющую в себестоимости конечного продукта, переходя от бумажного сырья к полимерным материалам.

Отечественный рынок упаковки в денежном эквиваленте составляет порядка 250 млн. долларов. По мнению и оценке экспертов, Казахстан производит около 15 тыс. тонн гибкой упаковки, общая стоимость которого примерно 60 млн. долларов. А ежегодный рост продаж таких компаний в среднем увеличивается на 25%.
Слабое звено
Типографии, занимающиеся книгоиздательством очень сильно зависят от госзаказов, в большей степени это заказы на печать учебников. Но даже две крупные полиграфические компании в Казахстане, как "Атамура" и "Дауир" не справляются со своими заказами, в силу своей загруженности. Так, например, в прошлом году они сорвали сроки заказа на учебники аж на 6 месяцев. И это не смотря на то, что 30% государственного заказа на печать учебников размещается в России.

В отличии от учебников, художественная литература в казахстанских полиграфиях печатается исключительно по заказам клиентов. Максимальный тираж, которых составляет 3-5 тыс. экземпляров, в отличие от России, где тираж такой продукции выпускается в многомиллионном объеме. У нас в Казахстане, если автор хочет издать книгу, необходимо привлекать спонсоров, который оплатит работу типографии. А реклама и распространение - это уже забота самого автора. А так как стоимость печати литературных произведений в республике выше на 30%, нежели в России, то многие казахстанские авторы предпочитают издавать свои творения именно там.

Помимо литературных произведений, сегмент журнальной полиграфии так же нуждается в модернизации. На сегодняшний день печатать журналы высокого полиграфического качества просто нет возможности. Ведь для того, чтобы печатать полноцветные журналы высокого качества соответствующие европейскому уровню, нужны инвестиции порядка 4 млн. долларов. Чтобы окупать вложенные деньги, нужны постоянные тиражи в гигантских масштабах. На сегодняшний день наш рынок не готов к таким масштабам, он просто не сможет их потреблять. Именно поэтому заказы на полноцветные журналы отправляются в Россию, Словению и Турцию.

Стоит отметить и тот факт, что услугами государственных типографий пользуются только газеты. Доходы этой области сегмента постоянно растут, на сегодня этот доход ровняется 40 млн. долларов. С только же составляет емкость рекламного сегмента. Но если газетный сегмент достиг своего пика, то рекламная продукция все еще имеет огромный задел. Зачастую заказчиками рекламной продукции являются рекламные агентства, разрабатывающие новые концепции для продвижения товаров и услуг компаний.

Несмотря на все недостатки, сегодня рынок полиграфии в Казахстане растет и потихоньку двигается к прогрессу. По статистике Ассоциации полиграфистов Казахстана, объем произведенной полиграфической продукции в 2005 году составил 500 млн. долларов.